четверг, 14 июня 2018 г.

Воспитание детей

Жак Фреско

- Когда мне было 17-ть, я сделал самолет нового типа. Я даже помню, как это произошло. Я случайно обронил пробковую деревяшку и она, вращаясь, медленно опустилась на землю. Тогда я согнул ее и она закружилась быстрее. И я сделал самолет с двумя вращающимися крыльями. Не пропеллерами, а двумя вращающимися крыльями. И он приземлялся медленнее, а взлетал быстрее. И когда я пришел в кружек авиамоделирования - большинство обычных детей мастерили обычные самолеты, но не я. Я работал один. Некоторые из них не летали и мне приходилось преодолевать эти проблемы. Я не нуждался в одобрении других детей. В моей голове было "думаю, что смогу решить эту проблему или ту проблему". И я научился работать самостоятельно. Но когда я был в обществе других детей - они подходили ко мне: "Это что еще за ерундовина?" Они не говорили "Это интересный тип самолета. Он летает?" Они этого не делали. И они казались мне ненормальными. Но стали они такими, общаясь с обычными детьми. Тогда я стал отдаляться от обычных детей. и начал читать и экспериментировать. Но я поплатился за это, потому что когда директор школы отгородил место в классе, где я мог читать все что пожелаю, обычные дети меня поколотили.

- И на авиационном заводе, когда этот Форд выделил мне место и сказал: "Просто придумывай что-нибудь", меня избили инженеры...

- Вы понимаете?

- Да, они не хотели, чтобы Вы отличались.

- Поэтому я и начал терять уважение к системе образования. Я пригляделся к университетам - их техническое оборудование было лучше, чем когда-либо. Но войны становились все разрушительнее. За считанные секунды ядерное оружие может уничтожить целый город и погубить тысячи людей. И я сказал: "Что-то в корне не правильное с нашей культурой. Явно..."

- И я начал работу над перепроектированием культуры. Так это и было. Но вопрос в том, как изменить людей, которые воспитывались так годами, поколениями? Китай привлек мое внимание и я начал изучать их культуру. Я расспрашивал китайцев по переписке: "Случалось ли, чтобы в Китае рождался ребенок и сразу говорил по-китайски - за всю тысячелетнюю историю Китая?" Они отвечали: "Нет, их всегда надо было обучать". Тогда я засомневался - могут ли родители передавать по наследству опыт своим детям? Я проверил это во всех языках. Ни один американец, ни один англичанин не говорил по-английски, не обучаясь ему. Если взять филлипинского малыша и вырастить его в Италии - он будет говорить, как итальянцы. Нельзя передать по наследству приобретенные качества. Могут передаться двойные глаза, тройные уши или множественные груди. Но нельзя передать то, чему вы научились. Если вы математический гений - это не передастся вашим детям. Но если вы знаете подход к ним - то сможете дать им способности достигнуть того же. Если вы родились с мозгом лучше обычного - скажем у вас больше нейромедиаторов...

- Вы знаете, что такое "ученый идиот"? Если спросить такого человека: "Что случилось 2-го февраля 1918 года?" - он ответит "В этот день был награжден 1-й линкор". И люди удивятся - "Невероятно!" Но в других областях он слабоумный. У него больше нейромедиаторов в отдельной области мозга. Если вы родились с самым лучшим мозгом, с лучшими мозговыми тканями, с большим числом нейромедиаторов - то вы станете фашистом быстрее. В мозге нет механизма, который бы различал, что имеет значение, а что - нет. Это зависит от жизненного опыта. Я заметил, когда лисенок видит дикобраза - он не знает, что это и крадется все ближе и ближе, нюхает его, накалывается на иглы - и тогда держится подальше. и люди скажут: "Видите - он научился". Нет - укол изменил его. Они используют слово "учиться". 

На прогулке один старик как то сказал "Человек никогда не будет летать". И тут над ним пролетает самолет... Говорит "Я изменил свое мнение". Но он не изменял свое мнение - собития изменили его самого...


Жак Фреско

Комментариев нет:

Отправить комментарий